Интересно, что комплимент (особая форма похвалы, лестный отзыв, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения) — эффективное оружие в общении с любым человеком, которое помогает установить хорошие отношения. Нет ни одного человека, который равнодушно бы относился к комплиментам. Сказать комплимент так, чтобы это не было воспринято откровенной лестью или манипуляцией – большое искусство.
Начиная любые переговоры, возьмите за правило делать несколько комплиментов своему собеседнику. Тем самым вы создадите позитивное отношение к себе, а, следовательно, зададите положительный тон переговоров. Выражайте свой позитив в отношении к окружающим людям! Не стесняйтесь! Радуйте себя и других приятными эмоциями. Помните, комплимент — это, конечно, манипуляция. Но направлена она на позитив.
Что такое “правильный” комплимент? Это — небольшое преувеличение того самого достоинства, которое адресат желает видеть в себе.
Например, ваш клиент – руководитель компании. А любой руководитель или уверен, или надеется, что он – хороший руководитель. Как сказать комплимент такому человеку?
Что, если Вы скажете ему: “С вашими сотрудниками просто приятно работать! У вас каждый точно знает, за что отвечает.” Или: “У вас такой сплоченный коллектив!” Ненавязчиво, тонко, изящно и красиво!
Делать комплименты – настоящее искусство, для овладения которым необязательно посещать профессиональные тренинги (хотя это – более эффективный путь). Тренироваться можно и самому, буквально “на ходу” – достаточно знать несколько правил.
1. Постарайтесь понять – признания каких своих достоинств ждет человек?Вы непременно должны попасть в “зону его ожидания”! Иначе ваш комплимент может быть воспринят как грубая лесть, приписывающая адресату те достоинства, которых (как он считает) на самом деле у него и нет, – а это вряд ли доставит ему удовольствие.
2. Найдите в “зоне его ожидания” что-то совпадающее с тем, что вам действительно нравится (стиль его работы, качество характера, черта внешности и т.д.) – комплимент обязательно должен быть искренним!
3. Чуть-чуть преувеличьте. Преувеличить можно не только словами, но и мимикой, жестами, интонацией. Только не переусердствуйте!
4. Комплимент теряет, как минимум, половину своей эффективности, если вы не соединяете его с именем человека. Делая комплимент, всегда произносите имя (имя-отчество) адресата!
5. Используйте “вводные” предложения, слова-связки: “Вы знаете, Галина Сергеевна, я давно хотел Вам сказать…”
6. Произносите комплимент уверенно, без тени сомнения – ведь всё как бы само собой разумеется, вы это просто озвучиваете. И тогда прием сработает! (Только не говорите о совершенно уж очевидном – в лучшем случае, это вызовет недоумение).
7. Правило: мера во всём – и в качестве, и в количестве! “Дозируйте” комплименты. Не стоит говорить человеку о нескольких его достоинствах сразу. Так же не стоит говорить о них и буквально при каждом контакте. Для некоторых встреч и звонков вполне достаточно: “Здравствуйте, Андрей Николаевич, очень рад снова с Вами сотрудничать!” (вариант: “Рад Вас слышать!”). Это, кстати, тоже комплименты – только завуалированные.
8. Правило: всё к месту и ко времени. Если вы, не успев договорить комплимент одному адресату, тут же переключаетесь на другого – оба они вряд ли поверят в вашу искренность.
9. Не обобщайте! Избегайте в комплиментах таких слов, как “все”, “всегда”, “лучше всех”. Покажите значимость адресата так: «Я считаю Вас лучшим специалистом в нашем городе». Или: “Мы считаем Вас одним из лучших наших клиентов”.
10. Не делайте многозначительных комплиментов, например: “Вы один у нас такой…” Адресат будет озадачен: “Какой “такой” – плохой или хороший?” Нужно уметь сказать комплимент и не озадачить человека двусмысленностью.
11. Опасайтесь сомнительных комплиментов – результат может быть непредсказуем: “На месте начальника, Марина, я бы повысил вам зарплату только за то, как вы замечательно улыбаетесь!” А если Марина воспримет это так: “Неужели больше не за что?” Нужно уметь сказать комплимент и не оскорбить при этом.
12. Избегайте “поучительных” комплиментов: “Вам идет это платье, надевайте его почаще.”
13. Подмечайте новые детали; конкретизируйте то, что вы хотите сказать – от этого комплимент только выиграет. Например: “О, у вас новая мебель. Этот стиль очень подходит вашей фирме!” Казалось бы, объект комплимента – мебель, а на самом деле человек косвенно выражает свое отношение и фирме в целом, и лично собеседнику: “у вас такой хороший вкус, вы такие современная, элегантные, и вообще вы мне очень нравитесь”. Конечно, только в том случае, если мебель, и правда, хороша!
Вариантов здесь великое множество: логотип, машина, сумочка, etc… “У вас новая прическа! Молодежный стиль вам очень идет.” (Кстати, это хорошая замена весьма сомнительному: “С этой прической вы просто помолодели!”)
14. Старайтесь больше ориентироваться не на внешние, а на внутренние достоинства адресата – ведь, обращая внимание на внутренний мир человека, мы как бы выделяем его из других, подчеркиваем особое отношение к нему: “С Вами всегда так интересно разговаривать!” Кому же это не понравится?
15. Объясняйте адресату, почему именно это достоинство вам в нем нравится. “Общение с Вами просто прибавляет мне сил!” Или: “У вас такая хорошая улыбка, Елена Сергеевна! Лично на меня она действует как стимулятор, у меня даже голова начинает лучше работать”. Согласитесь, это производит более сильное впечатление, чем обычный речевой штамп.
16. Не бойтесь сравнить адресата – с собой или кем-либо: “Вы так классно это делаете, конкуренты отдыхают!” Или: “Я хотел бы научиться тому, как ты это делаешь!” Только не сравнивайте свою фирму с вашими клиентами: “У вас все так четко организовано, не то, что у нас!…”
Так что учитесь делать комплименты! Сначала на мужчинах – они менее чувствительны, женщины реагируют на комплименты гораздо более чутко. И не бойтесь промахов! Если уж очень не уверены в себе, попробуйте сделать несколько “пробных” комплиментов, например, своей кошке (при ее наличии, конечно) – без шуток, кошки очень отзывчивы на доброе слово! “Здравствуй, киска! Я так рада тебя видеть! Ты у меня такая красавица!” И т.д. – см. выше.
Начинайте делать комплименты в ситуации один на один (для начала можно и с собой). Кстати, весьма действенный и полезный прием – говорить комплименты своему “двойнику в зеркале”. Между прочим, бывает совсем непросто определить зону собственных ожиданий!
Не получается научиться самому – идите на тренинг. Там и тренер подскажет, в чем проблема, и заниматься в группе гораздо эффективнее. Научившись, вы будете смело говорите комплименты в присутствии любого числа людей – это усиливает воздействие комплимента, как манипулятивного приема.
И еще: комплимент – мощное средство психологической саморегуляции. Давая себе “установку” видеть в людях их самые лучшие качества, вы и сами настраиваетесь на позитив. Заодно у вас повышается самооценка, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать в других людях хорошее и озвучивать эти мысли.
Главное, будьте искренни. Поверьте – комплименты делают мир лучше!